ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДАЛМАТОВО
Далматовский Успенский Монастырь
13 XVII веке и в начале XVIII века на монастырь очень часто делали набеги кочевые племена. В начале вокруг монастыря была выстроена деревянная ограда, которая в конце XVII столетия была заменена рубленым городом с башнями. Деревенная крепость монастыря просуществовала недолго. В результате двух пожаров 1707 и 1708 гг. она бынла почти полностью уничтожена . В 1707 г. началось строительство каменной Успенской церкви лв устранение огненного запаления╗. Полностью строительство этой двухэтажной церкви с колокольней было закончено в 1719 году. Все постройки производились по указанию и надзором Ивана Борисова (по прозванию Сорока) каменщиками, Соликамскими жителями: Емельяном Гульковым, Антоном Зубонвым, Минеем Полескиным, Михаилом Цаплиным, Сысоем Агафоновым, Данилом и Рома ном Громыхаловыми, другими местными и пришлыми людьми. Строительство каменной монастырской стены и башен началось в 1713 году. Пока воздвигали каменную Успенскую церковь, строительство крепости шло медленно, с перерыва ми. Строилась крепость 50 лет отдельными участками, частями. Основной рабочей силой были, конечно, мо настырские крестьяне. К этому времени выросли собственные мастера. Так, в 1722 году делал кирпич лсея обитель Николаевского села житель Никита Федоров сын Чижиков Ч 30 тысяч добротным мастерством╗. Из этого же села кирпич делали Петр Анднреев Ч 20 тысяч, Гаврило Антипин Ч 20 тысяч, Артем Чечельник Ч 30 тысяч штук. Бутовый камень для фундамента сплавлянли по реке Тече из Першино монастырские крестьяне. Они добывали глину, изготавливали кирпич, подвозили его к монастырю. Так сотни крестьянских рук в течение полу века воздвигали кирпичную стену монастыря. На левом высоком берегу реки Исети на не приступном когда-то месте к середине XVIII века было закончено строительство монастыря. Далеко были видны золоченые купола церквей и башен крепости. В тихую погоду за десятки километров был слышен колокольный звон. Все это было расчитано на то, чтобы привлечь как можно больше богомольцев и доходам от прихожан пополнить монастырскую казну. Крепость представляет неправильный шести угольник площадью 4,5 га. Стены так широки, что по ним, за зубцами, можно было проехать на телеге. С внутренней стороны в стенах сде ланы бойницы, в отверстия которых стреляли из пушек и пищалей. Для ружейной стрельбы на стенах выложенны зубцы, придавшие стене гребнеобразный вид. Стрелок вставал под защиту зубца и стрелял по неприятелю. На юго-западном и юго-восточном углах крепостной стены возведены башни, которые сохранились до наших дней. Внутри них стоя ли, направленные во все стороны пушки. Правда, эти башни строились в середине XVIII века и не имели оборонительного, значения, так как границы русского государства отодвинулись далеко на юг. К концу XVIII века почти по всей южной и западной стене монастыря располагались в один-два этажа жилые и бытовые помещения монахов. Поэтому с внешней стороны половина монастырской ограды выглядела как сплошной фасад зданий, прерываемый воротанми и башнями.
Далматовский монастырь является замеча тельным памятником народного зодчества. Церкви и башни крепости строители украсили художественным орнаментом. лВ чудесно орнаментированных сооружениях Далматова монастыря мы имеем единственный художественный памятник для всего обширнейшего восточного склона нашего Урала╗. Архитектурный ансамбль Далматова монанстыря является памятником русского зодчества XVIII века и охраняется государством. Памятник истории крестьянских восстаний Не один раз стены крепости Далматова моннастыря были молчаливыми свидетелями крен стьянских восстаний. Так, в 1762Ч1764 гг. произошло восстание далматовских монастыр ских крестьян, позднее названное историками лдубинщиной╗. 21 марта 1762 г. появился указ Петра III лО монастырских штатах╗. Этот указ вносил какое-то облегчение в жизнь монастырских крестьян. Вместо прежних многочисленных натуральных повинностей они должны были уплачивать монастырям лишь денежный оброк по 1 рублю в год с души. Однако недолго крестьяне пользовались этой льготой. Вступившая на престол Екатерина II вскоре отменила указ лО монастырских штатах╗ и издала новыйЧо возвращении бывших монастырских крестьян и земель во владение монастырей. Началось массовое выступление, крестьян против возврата их в монастырь. В мае 1763 года выступление крестьян переросло в воору женное восстание. Это восстание было одним из самых крупных выступлений крестьян За уралья. Представители крестьян сходились в лмирской избе╗, держали совет. Руководил восстанием всеми уважаемый крестьянин Лаврентий Широков из деревни Широково. В каждой деревне Далматовской вотчины были свои вожаки из числа крестьянских вы борных сотников и десятников. Они поддерживали связь с мирской избой и главными ее руководителями: Лаврентием Широковым, Козьмой Мерзляковым, Денисом Жернаковым. Крестьяне вооружились дубинами, косами, вилами, кистенями. В течение двух лет они держали в осаде монастырь. Часто отряды царских драгун, делавшие набеги на деревни, терпели поражение от крестьян. В конце марта 1764 года в монастырь при был хорошо вооруженный драгунский полк и начал расправу с повстанцами.
Крестьянские отряды распадались. Отдель ные группы крестьян укрылись в лесах. В де ревнях началась массовая порка участников этого движения. В Далматовский монастырь насильно пригнали часть избитых и связанных повстанцев. 198 крестьян, принимавших участие в воснстании, были публично наказаны плетьми и кнутом. Далматовские крестьяне приняли самое ак тивное участие в крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева. Более 5 тысяч пугачевцев осаждали крепость Далматовского монастыря в течение 20 дней (с 11 февраля по 2 марта 1774 г.), но взять ее не смогли. Мощные стены крепости выдержали удары пугачевских пушек. Наступление царских войск под командованием генерала Деколонга заставило пугачевцев снять осаду монастыря и отступить на Уксянку. Бросив в бой конницу и артиллерию, Деколонгу удалось разбить повстанческое войско. Поле боя было усеяно убитым и ранеными. Погибло около тысячи крестьян, в плен было взято 158 человек. Царский генерал Деколонг зверски расправился с пленными, взятыми под Уксянкой: л27 человек было повешено, 49 наказано лнещадно плетьми╗, 4 человека батогами, 7 человек умерло во время следствия, не выдержав истязаний, и лишь 14 человек было отпущено без наказания╗. Стены крепости Далматова монастыря были свидетелями выступления крестьян в апреле 1842 г. В 1837Ч41 гг. царским самодержавием была проведена реформа управления гонсударственными крестьянами. В результате был создан сложный, разветвленный аппарат во главе с министерством государственных имуществ. Эта реформа была проведена за счет дальнейшего увеличения налогов с крестьян. Их протест против грабительского характера ренформы развернулся в 1841Ч43 гг. и в Зауралье. По городу Далматово и деревням шли тревожные слухи: о продаже крестьян какому-то барину, о разведении картофеля и т. д. Картофель в то время только что разводился в нашем крае. Многие еще не знали что употреблять в пищу: ботву или клубни. Крестьян заставляли сажать картофель в принудительном порядке, а они всячески сон противлялись, называли его лчертовым яблоком╗.
Вначале заволновались крестьяне деревни Широкове. Ничего не добившись от своего безграмотного старшины Дегтярева, они приншли в Далматово. Встревоженные разными слухами, далматовские крестьяне скопились около волостного правления. Они требовали от волостного головы Иванчикова и писаря Терюхова лУказ за высочайшим подпиши на 3-х рублевом гербовом листе╗ об отчислении их какому-то барину. Целый день волновались далматовские крестьяне. В припадке ярости они лдрали на Иванчикове и писаре Терюхове одежду, повели по селению мимо монастыря на реку Исеть для обливания водой╗. В это время с монастырской стены раздалнся пушечный выстрел, но крестьяне не сдавались. Однако вскоре на помощь пленникам приншли далматовские монахи. В 6 часов вечера раздался колокольный звон, началось шествие монахов с иконами. Религиозные крестьяне снимали шапки перед этой процессией, молча уступали дорогу. Воспользовавшись этим, монахи освободили волостного голову Иванчикова, писаря Терюхова и широковского старшину Дегтярева и арестовали трех крестьнян из числа повстанцев. В монастырской ограде арестованных кре стьян приковали к столбу за шею железными клещами, а затем бросили в холодный подвал. Вскоре из Шадринска прибыла команда солдат для усмирения крестьян. Активных участников восстания заковали в кандалы и отправили в шадринскую тюрьму. Многих крестьян жестоко избили розгами.
Памятные Даты
Фото Далматово и Далматовского Успенского монастыря Памятники истории и культуры Далматово Сайт монастыря
Материалы предоставлены информационным порталом лДалматовский Край╗ http://www.kraydalmatovo.ru/pro.htm
|
||||||
2009-2010 Национальная телевизионная студия РусЭкоФильм / Евразийский центр современного искусства / Институт НТВМТИО Главный редактор - Вадим Осадчий / Свидетельство СМИ ЭЛ № ТУ 45-00020 от 05.02.2009 eurasianart@mail.ru |