ИСТОРИЯ ДАЛМАТОВОТревожные Времена
C первых лет поселения Далмата на берегу Исети и возникновения русских селений кочевники, жившие в этих местах, пытались изгнать пришельцев. В исторических хрониках, собранных неутомимым краеведом Дмитрием Степановичем Грязновым, есть материалы о Сеитовом, Адларо-Кусюмовском, Кильмяк-Карасаколовом бунтах. 29 июля 1662 года Далмат с братией сообщили тюменскому воеводе Михаилу Даниловичу Павлову, что под Катайский острог пришли воинские люди, и Катайский острог находится в осаде. Во время этого бунта, названного по имени главного его организатора Сеитовым, Служняя слобода и церковь Святителя Николая были сожжены вместе с Далматовским монастырем. Новая церковь в Служней слободе появилась только через пять лет. Сеитов бунт длился около шести лет. В нем участвовали уфимские и исетские башкиры, сылвенские, казанские, вятские и уржумские татары. К ним присоединились черемисы (прежнее название марийцев), мордва, чуваши. Бунт охватывал обширное пространство от истока Исети до Тобола. После прекращения бунта в слободе была выстроена часовня для молитвенных собраний. Деревянная церковь, построенная в 1669 году, простояла почти сто лет. В 1764 году эта церковь была перевезена в деревню Першина, а на месте престола деревянной церкви далматовский крестьянин Максим Зайцев построил каменную часовню, которая стояла еще в конце 1930-х годов на северной стороне улицы Суворова. В 1970-х годах след от нее был скрыт асфальтом. В 1673 году часовня из Служней слободы по грамоте митрополита Корнилия была перенесена с написанием в ней иконы Успения Божией Матери на межу монастырской вотчинной земли с владениями катайских поселенцев. Далматовский монастырь набирал силы, и из окрестных деревень сюда устремлялись жители для защиты от набегов. Во время Адларо-Кусюмовского бунта в 1707-1709 годах слобода Служняя становилась прибежищем для жителей Крутихинской, Теченской, Песчанской, Шадринской слобод и деревень. Их было так много, что, не вмещаясь на подворьях у монастырских крестьян, они ютились в зимнее время в банях и хлевах. Бунт широко распространился по Исетскому краю, но, опасаясь достаточно укрепленного и вооруженного монастыря, кочевники на монастырь и слободу не нападали. Бунты перекатывались по Исетской провинции, то затухая, то вспыхивая вновь. В 1710 году из деревни Ключевской были уведены в полон люди, Теченское монастырское поселье разрушено. В 1733 году начался Кильмяк-Карасаколов бунт. Бедствия селений и монастырей были бы намного больше, если бы в усмирении бунтовщиков не участвовали правительственные войска, не проводились работы по строительству укреплений. Вокруг селений возводили надолбы, ставили рогатки и копали рвы. Но многие селения - село Уксянское, деревни Пески, Морозова, Макарьевка, Любимова были сожжены, Ключевская, Дубасова, Бугаева и другие - разорены. Жители селений, прилегавших к монастырской вотчине с западной стороны, вновь собирались под защиту Далматовского монастыря. Последний набег на монастырскую вотчину был в июле 1737 года. Во время набегов многие жители селений попадали в полон. Были среди них и жители села Николаевского, находившиеся в монастырских посельях или в отъезде. Посчастливилось вернуться домой из башкирского плена 44-летнему крестьянину села Николаевского Михаиле Яковлевичу Новоселову. В плен он попал в 1739 году, когда находился на Тобольском рыбном промысле. Его хозяином стал киргиз - кайсак Кунай Мурза, который продал пленника жителю Ташкента Надыру Ходже. Примерно в июле 1757 года Кунай Мурза выпросил у Надыра Ходжи пленника, пообещав за него пятилетнего калмычонка. Кунай Мурза представил Новоселова в знак своей службы в Оренбургскую губернскую канцелярию. Оттуда при участии губернатора И. И. Неплюева Михайло Новоселов вернулся домой. После подавления последнего бунта в 1742 года набеги прекратились.
Крестьянские Повинности
Экономическая и социальная зависимость крестьян от монастыря была очень жесткой. Обширное монастырское хозяйство развивалось в основном за счет тяжелого крестьянского труда. Пришедшие на поселенье крестьяне получали от монастыря скот (лошадь, корову и др.), землю, земледельческий инвентарь и семена, и на один или два года льготы - освобождение от выплат. После окончания льготных лет они обязаны были вернуть монастырю по приплоду полученный скот и согласно порядной записи отдавать монастырю ежегодно "пятинный хлеб", т.е. пятую часть урожая. Кроме этого крестьяне заготавливали для монастыря дрова и сено; убирали хмель в монастырских хмелевых угодьях; пилили и возили строевой лес, добывали известь на реке Синаре для строительства крепостной стены и храмов; обрабатывали монастырские запашки, сеяли и убирали хлеб; посылались на поселья для рыбной ловли и других работ; выполняли подводную повинность - уходили со своими обозами в многодневные поездки, доставляя провиант в военные части или архиерейские дома; строили и ремонтировали монастырские помещения. На крестьянах Далматовской вотчины лежала и рекрутская повинность - часть молодых и здоровых крестьян забирались в армию на долгий срок. Монахи вмешивались даже в семейную жизнь крестьян, выполняя функции охраны общественного порядка. В монастыре существовали запорные чуланы для наказания, ослушников посылали на полгода или на год на поселья; были распространены и телесные наказания. О наказаниях крестьян, о разборах различных жалоб велись записи в монастырских книгах. Из Книги записи наказаний за всякие преступления Д. С. Грязнов сделал многочисленные выписки. Есть там запись о наказании плетьми крестьянина села Николаевского Ивана Ворванина за драку и кусание зубами соседа Ивана Зубарева, о наказании лозами крестьянина села Николаевского Василия Брагина за матерную брань попа Василия Иванова и другие.
Мирское Правление
В то время в селе Николаевском высшим органом управления была мирская изба. Мирской избой называлось наемное помещение для решения общих дел. Там по приговору мира или мирского правления вершились все текущие сельские дела. Село, а потом и город, делилось на сотни, сотни на пятидесятки, пятидесятки на десятки домов. Выбирались старосты, сотские, десятские. Монастырь постоянно вмешивался в дела мирского правления, назначал своих выборных. 1750-е годы мирским старостой был Андрей Волосников, сотником Федот Нечунаев. Местонахождение мирской избы точно определить невозможно, можно только предположить, что она находилась невдалеке от Николаевской церкви, так как здесь располагался центр селения.
Дубинщина
Жизнь крестьян год от года становилась все тяжелее. Увеличилось число сборов и повинностей. С каждого лица мужского пола от 16 до 60 лет ежегодно требовали окладные припасы: 10 копен сена, 1 погонную сажень березовых дров, 1 лопату, 10 штук яиц с венца (супружеской пары), с каждой коровы по 2,5 фунта масла. Пахать приходилось уже не полдесятины, а полторы. Часть припасов монастырь переводил на деньги. Крестьянам приходилось продавать то, что необходимо порой себе, чтобы найти деньги на уплату поборов. За недоимки крестьян наказывали с пристрастием - пороли и сажали в запорные чуланы. Секуляризация монастырских земель, начатая в мае 1762 года Петром III, перевод монастырских крестьян в разряд экономических вселили надежду на улучшение жизни крестьян. В результате дворцового переворота 27 июня 1762 года Петр III был свергнут, на престоле оказалась Екатерина II. Она своим указом от 12 августа 1762 года возвратила монастырские и церковные земли прежним владельцам и упразднила коллегию экономии. Указ далматовские крестьяне встретили с великим буйством, отказывались вернуться в полное подчинение монастырю. Мастеровые люди села Николаевского: каменщики, плотники, колесники, кузнецы и другие - отказались выходить на монастырские работы. В январе 1763 года крестьяне села Николаевского изгнали из мирского правления старосту - ставленника монахов и заменили своим выборным. Мирским старостой стал крестьянин Лаврентий Широков, сотским - Иван Лобов, писарем был избран Михайло Барсуков. Монахов не устроило непослушное крестьянское самоуправление. Они обманным путем захватили выборных, пригласив их в монастырь якобы для переговоров, и страшно избили. Во главе мирского правления были снова поставлены монастырские староста и писарь. Все это вызвало возмущение крестьян села; сопротивление монастырским властям поддержали и другие селения вотчины. Мирская изба в селе Николаевском стала центром крестьянского бунта за свои права, который вошел в историю края под названием дубинщина. Пик восстания пришелся на сентябрь-декабрь 1763 года, когда крестьяне, вооруженные в большинстве дубинами и косами, насаженными на древко, пошли на открытое неповиновение, стычки с монастырскими служителями, а порой и с воинскими людьми. Восстание удалось подавить только с помощью правительственных войск. Многие его участники подверглись жестоким побоям, порке плетьми. Все эти события происходили на тех улицах, по которым не один раз в день проходит каждый из нас. Уже не из толстенных деревянных плах, а железные ворота поворачиваются со скрипом в той же непоколебимой арке, выдержавшей осаду дубинщины и пугачевских отрядов. И кровь, скатившаяся со спин избитых крестьян, упала в ту же далматовскую землю, по которой позже прокатилась Гражданская война. Следующие статьи
Осада Монастыря ПугачевцамиМастеровые Люди Села НиколаевскогоУправители Села НиколаевскогоАдминистративное Подчинение Села НиколаевскогоДорожное СтроительствоЗемская ШколаСергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944)
Фото Далматово и Далматовского Успенского монастыря Памятники истории и культуры Далматово Памятные Даты
Материалы предоставлены информационным порталом Далматовский Край http://www.kraydalmatovo.ru/pro.htm
|
||||||
2009-2010 Национальная телевизионная студия РусЭкоФильм / Евразийский центр современного искусства / Институт НТВМТИО Главный редактор - Вадим Осадчий / Свидетельство СМИ ЭЛ № ТУ 45-00020 от 05.02.2009 eurasianart@mail.ru |